К Форс Анлишд я подходил очень осторожно. Высматривал долго издалека, взвешивал фанатские чувства и разумность покупки, и когда волна любви к Звездным Войнам в очередной раз все-таки захлестнула меня, то я не смог пройти мимо этой игрушки. И на удивление, мои фанатские чувства не подвелии и даже остались очень довольными.
Небезызвестная LucasArts всегда славилась дерьмовыми играми сколько я себя помню. Исключений на протяжении почти пары десятилетий наблюдалось очень мало, а единственная удачная и действительно стоящая игра - Star Wars Knights of the Old Republic - вышла вообще из-под пера BioWare, у которых в послужном списке числится любимая многими Neverwinter Knights. Рыцари старой Республики стали настолько популярными даже среди обычной публики, что кажется, вот тут ЛукасАртс, умеющая считать только доллары, и смекнули, что лучше делать одну хорошую игру, чем десяток кривых подделок с громкой надписью STAR WARS. Оказывается, не нужно быть звезданутым (во всех смыслах) поклонником, чтобы любить игры по вселенной ЗВ, для этого создателям достаточно замутить понятный всем сюжет с каким-нибудь крутым поворотом событий, добавить романтики (опять же классика ЗВ), световых мечей с кучей разных кристаллов, дать почувствовать игроку себя центром вселенной, от действий которого может измениться вся галактика, и оживить все это при помощи новейшей графики. Взвесив все эти детали, ЛукасАртс, имхо, первый раз основательно сели за проект и надорвали свой толстый зад. И плод их творчества на удивление превысил все ожидания. Первое, что бросается в глаза - это чудовищной красоты графика. Глаза радуются каждому изгибу, каждому движению камеры. Начало второго уровня (планета-помойка Раксус Прайм) меня вообще покорило, так бы и стоял там, любуясь на пролетающие обломки кораблей на фоне ядовито-желтого неба. Вторая яркая деталь, заметная сразу - движок Euphoria. Хватаете вы стормтрупера форс грабом, он начинает дергаться и крутиться как подвешенный и при этом стреляет в вас. Может, для кого-то и не новость, но меня возможности игрока в реальном времени, особенно от ЛукасАртс, очень удивили. Как жаль, что их нельзя испытать в реальной жизни, равно как и побывать на Раксус Прайм... Так, вернемся к нашим баранам. Сюжет вполне интересен: вы управляете тайным учеником Дарта Вейдера, который вздумал свергнуть Императора. Для тренировки вам надо убить оставшихся джедаев, посетив различные места. Вот тут появляются небольшие, но минусы. Лично мне, как поклоннику атмосферы и задумки ЗВ, некоторые детали сюжета показались неуместными и старомодными. Кого мы только не встречали во вселенной ЗВ, но великаны и роботы, появляющиеся из ниоткуда, выглядят комично и немного раздражающе. Да и их создатель, Мастер Каздан Паратус, совсем не похож на джедая. Пусть он и свихнулся, но он словно вырван из другого контекста и вставлен в Форс Анлишд - не смотрится он там убедительно. Этот генерал и пьяница Кота тоже. Сам по себе он ничего персонаж, но в ЗВ смотрится не на своем месте. Из всех джедаев разве что Шаак Ти в своей тарелке, но оно понятно - она и без этого давно известный персонаж. Из новых персонажей порадовала только Джуно Эклипс, пилот Старкиллера. И то, не заметил обещанной истории любви, а вот ее личная история интересна. Жаль, что она осталась за кадром. В общем, для массовой публики как раз самые массовые персонажи, даже Старкиллер со своим прошлым. Далее небольшой минус с локациями - нам дано посетить Кашииик, Раксус Прайм и Фелусию с небольшими исключениями (их три, и два из них пожалуй самые красивые локации) и... снова на них вернуться. Потом они называются "Имперский Кашииик", "Имперский Раксус..." и в подобном духе. Иногда локации, по старой традиции ЛукасАртс, становятся однообразными и скучными, и сложное управление не всегда этому подмога. Вот вас толкнули и вы упали в бесконечную яму, пройдя до этого геморный квест, а сохранение только по чек-поинтам. Или вы плохо освоили прыжки и часто срываетесь в неподходящих местах. Однажды ночью, уже устав, я потратил около получаса на втором уровне, чтобы удачно допрыгнуть до нужного места. Со второго прохождения конечно легче, но вот при первом можно застрять на пустяке и это не так смешно, как кажется. Еще один минус - это подача сюжета. Вы выполняете миссии, и вам кажется, что между ними проходит день-два, однако потом выясняется (и то в комиксе, а не игре) что то тут, то там проходит по полгода, а сама игра начинается за два года до событий четвертого эпизода. События негармонично растянуты на два года, что может спутать игрока. Ну и под конец причина создания Альянса показалась мне банальной. Сама игра сделана на уровне с точки зрения сюжета и графики, но если она претендует на нечто более огромное, как связать третий и четвертый эпизоды, объяснить какие-то детали, интересовавшие поклонников на протяжении 30 лет, то тут ей этого не удалось. Обязательно проглянет какая-то мелочь, которую можно назвать типично игровой, а вовсе не каноничной историей. Тем не менее, для первой попытки ЛукасАртс сделать качественную игру для платформ седьмого поколения это приятный прогресс. Все мелочи сглаживаются геймплеем, и расталкивать кучу врагов форс пушем или мотать их в воздухе по отдельности форс грипом доставляет кучу положительных эмоций, не говоря о хватании звездолета Силой с неба и бросании его о поверхность планеты. Поэтому освоившись, игра становится вдвойне приятной. Правда, пару раз у меня возникали баги: один раз прям на глазах исчезли ворота с целой локацией, а пару раз во время драки на Раксусе с Прокси тот мистическим образом проваливался через пол вниз, что делало невозможным дальнейший прогресс в игре.
Отдельным словом скажу о музыке, которую написал полюбившийся мне с Knights of the Old Republic II Марк Гриски. В Force Unleashed треки Джона Уильямса пересекаются с музыкой Гриски, создавая неповторимое ощущение. Саундтрек не был выпущен официально, но доступен для бесплатного прослушивания. Имхо, Гриски - лучший композитор за всю историю ЗВ-игр. Его музыка создает не только нужную атмосферу, но и приятна для отдельного прослушивания.
В конечном счете, в эту игру было вложено много усилий со всех сторон и они не пропали даром. Мелкие недочеты тонут в общем впечатлении от игры, которую хочется проходить снова и снова. Кстати, в ней есть черный кристалл для светового меча, выглядит жутко И достать его геморно. Но с черным ситским костюмом, добытым после темной концовки, Старкиллер выглядит очень впечатляюще